Мультиклапан для газового баллона (LPG tanks) и выносное заправочное устройство (ВЗУ)
Мультиклапан является одной из составляющих газобаллонного оборудования и предназначен для заправки газом баллона, а также для передачи газа на электроклапан или редуктор, расположенных в подкапотном пространстве автомобиля. Мультиклапан отсекает подачу газа после того, как газовый баллон заполняется на 80% газовой смесью. Именно за это его свойство и принято считать, что безопасность эксплуатации ГБО напрямую зависит от качества мультиклапана. Это обусловлено тем, что газовый баллон должен быть заполнен максимум на 80%, от общего объема — остальные 20% оставляются для расширения газовой смеси.
Мультиклапаны Tomasetto
Одними из наиболее популярных и востребованных мультиклапанов, на сегодняшний день, являются мультиклапаны Tomasetto. Они выпускаются итальянской компанией с одноименным названием, которая уже более 30 лет специализируется на разработке и производстве механических компонентов для ГБО. Главными достоинствами всех компонентов выпускаемых этой компании являются: высокое качество, простота настройки, обслуживания, а также надежность. Сегодня мультиклапаны Tomasetto выпускаются в широком ассортименте, что позволяет их использовать в большинстве систем ГБО. Это удалось достичь благодаря разработке и принятию единого стандарта на горловины газового баллона. Благодаря этому стало возможным создать принципиально новую запорную арматуру, а различные клапана собрать в единый корпус. Так был создан Мультиклапан. Сегодня, в соответствии с ECE 67R-00 (международные правила), различают следующие его разновидности:
1) Tomasetto АТ00 — это самая простая модель, которая относится к классу «В», так как в ней не предусмотрен еще и клапан, предназначенный для аварийного сбрасывания. Такой мультиклапан состоит из:
— штуцеров, используемых для подсоединения расходной магистральной трубки, а также трубки идущей от внешнего заправочного узла;
— вентилей, которые перекрывают расходные и заправочные каналы;
— отсекающего клапана, оснащенного специальным поплавком.
2) Tomasetto АТ01 — этот мультиклапан относится к классу «A» и в отличии от предыдущей модели оборудован: скоростным и пружинным клапанами. Первый встроен в изделие, в его расходный канал, и когда скорость, с которой выходит газ будет достигать максимального значения, то перекрывает этот канал (например при аварийном обрыве расходной магистральной трубки). Пружинный клапан срабатывает, когда давление в газовом баллоне превысит максимально допустимое значение.
В некоторых странах использование мультиклапанов класса «А», не имеющих встроенного электроклапана, категорически запрещено.
3) Tomasetto АТ02 — это серия самых современных мультиклапанов, оснащенных встроенным электроклапаном, а также противопожарным клапаном. Производятся в соответствии с ECE 67R-01.
Все мультиклапаны разделяют по следующим параметрам:
1) По видам используемых баллонов:
— цилиндрические;
— тороидальные;
2) По углу установки:
— для угла 30º (считается наиболее популярным и востребованным);
— 90º;
— 0º — обычно используют на тороидальных газовых баллонах (внешних);
3) Размерам в зависимости от общей высоты тороидального баллона либо диаметра цилиндрического;
4) По стороне выхода самих трубок (на правую или левую);
5) По типу клапана:
— механический;
— электрический.
Итальянская компания Tomasetto выпускает мультиклапана специально для мощных двигателей — класс «Экстра», с расходной газовой магистралью диаметром 8 мм и внутренним диаметром пропускного отверстия 4,5 мм.
Комплектация мультиклапанов Tomasetto
В настоящее время в продаже имеется широкий ассортимент мультиклапанов Tomasetto. Все они, кроме вышеописанных отличий еще отличаются и комплектацией. Они могут быть с заправочным устройством, с катушкой и без ВЗУ, без контрольной стрелки и так далее. Узнать подробно о модели можно из ее маркировки. Так например мультиклапан Tomasetto 500-30 класса «А» с ВЗУ (MV3179-AT00) — это устройство предназначено для эксплуатации с цилиндрическими баллонами имеющими диаметр 500 мм и с углом оси установки 30º, имеет контрольную стрелку, запорно-предохранительную аппаратуру и ВЗУ (выносное заправочное устройство), указанной модели.
Благодаря широкому ассортименту выпускаемой продукции, а также высокому ее качеству, мультиклапаны Tomasetto используются в большинстве современных систем газобаллонного оборудования и пользуются устойчивым спросом. Эти устройства должны устанавливаться только квалифицированным персоналом и только в области автомобильных газовых системах LPG, любое другое использование запрещено и вызывает немедленное прекращение гарантии и освобождает производителей и установщиков систем ГБО от любой ответственности.
Мультиклапан должен соответствовать, размерам, соответствующим диаметру баллона (информация, проштампованная на самом клапане и на баке). Расположение баллона должно быть параллельно полу; для цилиндрических баллонов должен быть выполнен угол наклона бака, соответствующий типу Мультиклапана. Неправильный наклон и расположение баллона является причиной неверной работа клапана, ограничения заправки 80% и индикатора уровня.
После установки, проводится процедура проверки герметичности монтажа путем использования электронного прибора — течегазоискателя или щетки с мыльным раствором. В соответствии с Правилом R67 (часть 2) также необходимо проконтролировать заполняемость баллона на 80% и угол расположения баллона.
Гарантия
Производитель гарантирует, что каждое устройство было изготовлено с использованием лучших материалов и соответствующих производственных процессов, и имеет 100% калибровку и испытания. Гарантия дается исключительно на производственные дефекты, в течение 12 месяцев от даты установки газовой системы на автомобиль. Дефекты и повреждений (прямых и косвенных), причиненные людьми, животными, или из-за неправильного использования, не соблюдения инструкции, модификации товаров и дефекты, связанные с повреждениями вызванные не нормальной эксплуатации не будет распространятся на гарантию и снимает ответственность с установщика и производителя. Фальсификация или модификация мультиклапана и устройства безопасности приведут к потере гарантии и отказ установщиков ГБО от ответственности.